Механическая коробка кара создана для конфигурации вращающего момента и передачи его от мотора к колесам. Она отсоединяет движок от ведущих колес машинки. Объясним для начинающих водителей и чайников с что состоит механическая коробка и как трудится.
что состоит
- картера, первичного, вторичного и промежного валов с шестернями;
- доп вала и шестерни заднего хода;
- синхронизаторов;
- механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами и рычага переключения.
Картер
Содержит главные детали коробки. Он крепится к картеру сцепления, который закреплен на движке. Т.к. при работе шестерни испытывают огромные перегрузки, они должны отлично смазываться. Потому картер наполовину собственного размера залит трансмиссионным маслом.
Валы
Вращаются в подшипниках, установленных в картере. Они имеют наборы шестерен с разным числом зубьев.
Синхронизаторы
Нужны для плавного, бесшумного и безударного включения передач, методом уравнивания угловых скоростей крутящихся шестерен.
Механизм переключения
Служит для смены передач в коробке и управляется водителем при помощи рычага с салона машину. При всем этом замковое устройство не дозволяет врубаться сразу двум передачам, а также блокировочное устройство держит их от самопроизвольного выключения.
Требования к коробке
- высочайший КПД
- легкость управления и безударное переключение и бесшумность работы
- невозможность включения сразу 2-ух передач либо заднего хода при движении вперед
- надежное удержание передач во включенном положении
- простоту конструкции и маленькую стоимость, малые размеры и массу, удобство обслуживания и ремонта
Чтоб удовлетворить 1-ое требование, нужно верно избрать число ступеней и их передаточные числа. При увеличении числа ступеней обеспечивается наилучший режим работы мотора исходя из убеждений динамичности и экономии горючего. Но усложняется система, растут габаритные размеры, масса коробки.
Передачи переключают при помощи подвижных шестерен, зубчатых муфт, синхронизаторов, фрикционных либо электромагнитных устройств. Для безударного переключения устанавливают синхронизаторы, которые усложняют систему, также наращивают размеры и массу коробки. Потому наибольшее распространение получили те, в каких высшие передачи переключают синхронизаторами, а также низшие — зубчатыми муфтами.
Как работают шестерни
Разберемся на примере как происходит изменение величины вращающего момента (числа оборотов) на разных передачах.
Возьмем две шестерни и сосчитаем число зубьев. 1-ая шестеренка имеет 20 зубьев, а также 2-ая 40. Означает при 2-ух оборотах первой шестерни, 2-ая сделает лишь один оборот (передаточное число равно 2).
На рисунке б) у первой шестерни («Если») 20 зубьев, у 2-ой («Б») 40, у третьей («В») — 20, у четвертой («Г») — 40. Далее обычная математика.
Первичный вал и шестерня «Если» вращаются со скоростью 2000 о/мин. Шестерня «Б» вращается в Два раза медлительнее, т.е. она имеет 1000 о/мин, а также т.к. шестерни «Б» и «В» закреплены на одном валу, то и 3-я шестеренка делает 1000 о/мин. {Тогда} шестерня «Г» будет вращаться еще в Два раза медлительнее — 500 о/мин. От мотора на первичный вал приходит — 2000 о/мин, а также выходит — 500 о/мин. На промежном валу в это время — 1000 о/мин.
В данном примере передаточное число первой пары шестерен равно двум, 2-ой пары шестерен тоже — двум. Общее передаточное число схемы 2х2=4. Т.е. в Четвертого раза миниатюризируется число оборотов на вторичном валу, много сопоставлению с первичным. Если если же выведем с зацепления шестерни «В» и «Г», то вторичный вал вращаться {не будет}. Прекращается передача вращающего момента на ведущие колеса машину, что соответствует нейтральной передаче.
- Все плюсы и минусы машинальной коробки
Задняя передача, т.е. вращение вторичного вала в инную сторону, обеспечивается доп, четвертым валом с шестерней заднего хода. Доп вал нужен, чтоб вышло нечетное число пар шестерен, {тогда} вращающий момент меняет направление:
Передаточные числа
Так как в «коробке» имеется большенный {набор} шестерен, то вводя в зацепление разные пары, имеем возможность поменять общее передаточное отношение. Давайте поглядим на передаточные числа:
I | 3,67 | 3,636 |
II | 2,10 | 1,95 |
III | 1,36 | 1,357 |
IV | 1,00 | 0,941 |
V | 0,82 | 0,784 |
R(Задний ход) | 3,53 | 3,53 |
Такие числа получаются, в итоге деления количества зубьев одной шестерни на число зубьев 2-ой и дальше много цепочке. Если же передаточное число равно единице (1,00), то означает, что вторичный вал вращается с той же угловой скоростью, как первичный. Передачу, на которой скорость вращения валов уравнена, именуют – прямой. Обычно, это — 4-ая. 5-ая (либо высшая) имеет передаточное число меньше единицы. Она нужна для езды много трассе с минимальными оборотами мотора.
1-ая и передача заднего хода — самые «мощные». Движку не тяжело крутить колеса, но машинка движется медлительно. Если при движении в гору на «шустрых» пятой и четвертой передачах мотору не совсем хватает сил. Потому приходится переключаться на наиболее низкие, но «мощные» передачи.
1-ая передача нужна сначала движения, чтоб движок сумел двинуть с места томную машинку. Дальше, увеличив скорость и сделав некий припас инерции, сможете переключиться на вторую передачу, наиболее «слабенькую», но наиболее «резвую», потом на третью так дальше. Обыденный режим движения – на четвертой (в городке) либо пятой (на трассе) — они самые скоростные и экономные.
Каковые бывают неисправности
Обычно возникают в итоге грубой работы с рычагом переключения. Если же шофер повсевременно «дергает» рычаг, переводит его с одной передачи в инную резвым, резким движением — это приведёт к поломке. При таком воззвании с рычагом, непременно выйдут с строя механизм переключения либо синхронизаторы.
- Кое масло нужно заливать в коробку «механику»
Рычаг переключения переводится размеренным плавным движением, с микропаузами в нейтральной позиции, чтоб сработали синхронизаторы, оберегающие шестерни от поломок. При грамотном воззвании и повторяющейся подмене масла в «коробке», коробка не сломается до самого конца срока службы.
Шум при работе, зависящий в главном от типа установленных шестерен, существенно миниатюризируется при подмене прямозубых шестерен косозубыми. Верная работа также может зависеть от обслуживания в срок.