Вариатор — бесступенчатая коробка кара с наружным управлением. Поведаем про тип коробки кара — вариатор. Устройство и как трудится в теории. Недочеты и плюсы на практике.
Устройство и механизм работы
Клиноременной вариатор состоит с нескольких (одной либо 2-ух) ременных передач, где шкивы образованы коническими дисками, за счет сдвигания и раздвигания которых меняются поперечник шкивов и, соответственно, передаточное число. Различные компании разработали свою систему вариатора и используют заместо ремня цепь либо набранный с железных пластинок ремень, но принцип не изменяется.
Почему конусновидный ремень
Ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и «вклинивается» в шкив своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря собственной форме, он врезается поглубже в шкив и все равно остается в неплохой сцепке с ним.
Для трогания кара с места употребляется обыденное сцепление либо маленькой гидротрансформатор, который далее начала движения блокируется. Управление дисками шкивов производит электрическая система с сервоприводов, блока управления и датчиков.
Как меняется передаточное число
Устройство ведущего шкива таково, что его щеки при действии центробежных сил плавненько сжимаются и выталкивают конусновидный ремень все далее от центра шкива. Ведомый шкив при всем этом напротив, разжимается, и ремень на нем плавненько тонет все поближе к центру шкива. Чем больше обороты мотора — тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем изменяя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Данный процесс отлично виден на рисунках:
Малые обороты мотора
Средние обороты мотора
Наибольшие обороты мотора
Положения конусновидного ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при различных режимах работы мотора.
По другому устроен тороидный вариатор — он состоит с соосных дисков и роликов, передающих момент от 1-го диска к другому. Для конфигурации передаточного числа изменяются положение роликов и их радиусы, как которым ролики обкатывают диски.
Недочеты и плюсы
Слабенькими местами авто вариаторов являются: для клиноременного — ремни, для тороидного — пятно контакта диска и ролика, где сила давления добивается 10 тонн. Потому используются особые сверхтехнологичные материалы, что делает надежность вариаторов высочайшей, близкой к надежности коробок «телефон-автомат».
-за нагрузок на ремень либо пятно контакта вариаторы не смогут работать с движками большенный мощности и на карах для перевозки грузов. Если же для грузовиков вариаторы непригодны, то для легковушек применимы, и тут у бесступенчатых трансмиссий будущее, тем наиболее технологии не стоят на месте.
Если же сопоставить динамические свойства каров, оснащаемых вариатором, может появиться недоумение — почему на одном и том же каре разгон с вариатором происходит медлительнее, чем с механической трансмиссией? Все дело в привычке — почти все недовольны, что машинка с вариатором «всегда ноет на одной нотке».
Большая часть привыкли к нарастающему шуму мотора и компании идут клиентам навстречу, специально настраивая электрический блок управления коробкой. По сути, при обычной настройке блока разгон происходит резвее.
Вариаторы для кара являются продвинутым типом коробки как сопоставлению с желтыми коробками. Это проявляется в наилучшей динамике, наименьшем расходе горючего, наиболее плавной езде. В то же время, вариаторы проще как конструкции.
Эксплуатация вариатора
Вариаторы для машину тихо переносят езду как бездорожью, также как традиционный телефон-автомат. Если же его преднамеренно не губить, то прослужит длительно.
На долголетие вариатора сказываются две вещи: манера вождения и своевременная подмена масла. Регламентированная подмена воды при эксплуатации в томных критериях (постоянна езда в горах, с высочайшей скоростью либо с прицепом) осуществляется через 60-80 тыщ км. В обыденных критериях оно рассчитано на весь срок службы. У почти всех машину фирменная «трансмиссионка» рассчитана строго на 60 тыщ км.
Если же возникли подергивания при переводе рычага селектора в позицию D, также осязаемые задержки при старте, «тупизна» во время движения и «зависание» при разгоне, то следует готовиться к ремонту вариатора. В запущенных вариантах — подмене на новейший агрегат. Если же вариатор застыл на одном передаточном отношении — то просит подмены шаговый мотор.
Увы если же отрешаются переключаться передачи — то повинет соленоид блокировки селектора либо сам селектор.
Даже при бережном воззвании с вариатором кара, приблизительно через 120-150 тыщ км пробега востребует подмены толкающий ремень. Стоимость его не малая, ведь если проигнорировать подмену, то он может стопроцентно «уничтожить» коробку. Потому содержание вариатора далее 5-Восьмой лет эксплуатации машину обходится дорого.